a) Театральная цензура, по самому учреждению, по самой своей
отдельности и изолированности от общей цензуры, естественно, строже и
подозрительнее других цензур. В продолжение своего существования эта цензура
несколько раз находила вредное и опасное там, где нет ничего ни вредного, ни
опасного. Доказательством тому служит то обстоятельство, что пьесы,
запрещенные и потом опять пропущенные, не производили никакого заметного
влияния на массу зрителей. Все наши лучшие пьесы ("Ябеда", "Горе от ума",
"Ревизор") прошли на сцену только благодаря особым счастливым
обстоятельствам. А сколько еще и теперь замечательных вещей, которые могли
бы оживить нашу сцену, вследствие излишней, по моему мнению, строгости
похоронено в архиве театральной цензуры. Вот одна из причин бедности
репертуара.
b) Театральная цензура, сносясь с авторами через театральные конторы,
недоступна для прямых сношений, а через это много авторского труда пропадает
даром. Цензура или возвращает одобренную пьесу в контору или уведомляет, не
возвращая пьесы и не излагая причин, что пьеса к представлению не одобрена.
Автор, при свободных сношениях с цензурой, мог бы исправить заподозренное
место, совсем выкинуть, сгладить резкости, и пьеса его игралась бы на сцене
и доставляла ему выгоды. При настоящем же порядке автор теряет труд и
драгоценное время.
c) Наконец самым вредным, самым гибельным следствием настоящей
драматической цензуры для репертуара я считаю страх запрещения пьесы. Автор,
в особенности начинающий, у которого запрещены одна или две пьесы без
объяснения ему причин, поневоле должен всего бояться, чтобы не потерять и
вперед своего труда. Пришла ему широкая мысль - он ее укорачивает; удался
сильный характер - он его ослабляет; пришли в голову бойкие и веские фразы -
он их сглаживает, потому что во всем этом он видит причины к запрещению, по
незнанию действительной причины. Такое постоянное укорачивание, урезывание
себя вредно действует на производительные способности, долго потом
отзывается во всей деятельности; я говорю это по собственному опыту. Чтобы
только иметь надежду видеть свои произведения на сцене, волей-неволей гонишь
из головы серьезные, жизненные идеи, выбираешь задачи пообщее, сюжеты
помельче, характеры побледнее. Можно сказать с полною уверенностию, что
страх запрещения должно считать главной причиной бесцветности нашего
репертуара.
Сколько мне известно, принцип особой театральной цензуры тот, что
слово, сказанное со сцены, гораздо сильнее действует, чем прочтенное в книге
дома. Я с этим не спорю; но мне кажется, что принцип нисколько не изменится,
если, подчинив театральную цензуру общей, издать для пьес, назначаемых к
представлению, особые узаконения и обнародовать их. Таким образом, цензура
ничего не потеряет в своей строгости, но показанные мною неудобства и вред,
происходящий от них для сцены, устранятся. |